Оксана СТАШЕНКО «ДАРИТЕ ЛЮДЯМ СЧАСТЬЕ, ТРУДИТЕСЬ НАД НИМ — И ТОГДА ВЫ СТАНЕТЕ ДЛЯ НИХ ВОЛШЕБНИКОМ!»
На счету заслуженной артистки России и народной артистки Южной Осетии Оксаны Сташенко 114 ролей в кино. Все её знают по роли криминалиста Жанетты Петровны в детективном сериале «Возвращение Мухтара», а также по фильмам «Зимний роман», «ДМБ», «Даун Хаус», «Бумер». А недавно Оксана Сташенко стала ещё и режиссёром, сняв две короткометражки — «Тоша-мамонтоша» и «Вовка».
17 декабря в кинотеатре «Октябрь» состоится премьера полнометражного фильма «Новогоднее чудо». В фильме играют популярные актёры: Лиза Арзамасова, Эммануил Виторган, Юрий Чернов, Анатолий Гущин. О её дебюте в качестве режиссера и премьере фильма «Новогоднее чудо» мы поговорили на завершившемся в Москве Международном фестивале кино «Евразия-Кинофест».
— Оксана, помимо того, что ты успешная актриса, ты ещё стала и режиссёром. С какими трудностями тебе пришлось столкнуться в новой для тебя профессии?
— Я для себя поняла, что если у тебя хорошо подготовлен проект, если не подвела природа, например, не пришёл ураган, когда нужно снимать солнечный день, если нет непредвиденных обстоятельств, то каждый этап кинопроизводства будет трудным из-за твоей ответственности перед зрителем. Режиссёру важно знать, чего ты хочешь. Нельзя расхолаживаться. Надо находить решение любых вопросов. При этом, важно, чтобы вся команда была нацелена на результат, а не на утверждение своего «я». Каждый, кто приходит снимать или сниматься в кино, знает этот посыл.
У нас один раз была переработка на 20 минут, но все сказали: «Ксюш, забудь! Сейчас всё доделаем!». Меня окружают единомышленники, которые, как и я, ждали полный метр.
— А как ты, популярная актриса, стала режиссером?
— Всё началось с того, что я купила у одного человека историю, которая меня заинтересовала. Но когда выяснилось, что эта история из интернета от неизвестного автора, я предъявила претензию: «Вы меня обманули, а я уже рассказала людям про эту историю!» Человек, понимая, что я личность публичнная, вернул мне деньги. А идея настолько запала мне в сердце, что я написала развернутый сценарий, поместив в него много персонажей. При этом, когда создавала сценарий, я писала уже под конкретных артистов, которые впоследствии и снялись в этом фильме.
Помню, когда мы ехали на поезде на кинофестиваль в Дзержинск, я прочитала сценарий оператору Марии Соловьевой. И когда она слушала, у неё появились слёзы именно в тех же местах, которые как я предполагала, должны тронуть зрителя. Эта была первая история про «Тошу-мамонтошу» — так я назвала ребёнка, в память о советском мультике, чтобы зрители сразу понимали, к чему мы прикоснёмся. Сюжет этой истории складывается так, что концу фильма зритель задумывается, где же это всё произошло — в настоящем детском доме или там на небесах, на облаке, где сидят маленькие детки, души будущих детей и выбирают себе родителей?
Получилась хороша притча. Тогда, ещё в поезде, Мария Соловьева сказала: «Ксюшенька, я раздвину все свои съемки, потому что хочу с тобой снимать этот фильм. Такую чистую, светлую историю я давно не видела в кино. Потом, во время кинофестиваля, я зачитала сценарий артистам, и они сразу же высказали желание сниматься в фильме.
Фильм «Тоша-мамонтоша» снимался в Подмосковье и получился таким, как мы его задумывали. Он участвовал во многих фестивалях, и я не раз наблюдала, как после фильма многие зрители плачут от счастья, а если и не плачут, то встают и аплодируют.
— На кинофестивале в Смоленске я смотрел твой второй фильм «Вовка». Ты его снимала во Владимире?
— Сценарий «Вовки» я написала перед приглашением Владимирским культурным центром на свои сольные вечера. И там я зачитала его руководителям киноцентра. И он так понравился, что Елена Ермакова предложила снять фильм во Владимире и пообещала помочь транспортом, организацией. Я очень благодарна ей, что она предложила недорогую, но уютную гостиницу для съемочной группы, кафе, где нас недорого и вкусно кормили. Работники киноцентра даже помогали нам лавки с места на место на улице передвигать. А ещё киноцентр снял для нас современный вид Владимира и помог с разрешением по съемкам в Успенском соборе, где находятся фрески Андрея Рублева. Елена отнесла туда сценарий, он им понравился и поэтому ей сказали: «Вот такому фильму, где присутствует христианская страничка, когда ребёнок впервые входит храм, мы даём разрешение».
И мы снимали внутри храма. Глазами ребёнка мы видим священные фрески, и все зрители их видят. Нам повезло, потому что мы успели снять Золотые ворота во Владимире до реконструкции. У нас в фильме они стоят открытие, залитые солнечным светом.
— Я видел реакцию взрослых зрителей на фильм «Вовка». А как дети приняли этот фильм и «Тошу-мамонтошу»?
— Я сначала опасалась, что детки не поймут мои фильмы, потому что вроде история про детей, но фильм практически для взрослых. После первого фильма «Тоша-мамонтоша» я отправила фильм для получения прокатного удостоверения продюсеру, и её восьмилетняя дочка оказалась первым детским зрителем, потому что сидела рядом с мамой. И после просмотра мне позвонила Ольга, продюсер, и рассказала о реакции своей дочки, которая смотрела и переживала за героя фильма, и плакала. Ольга поделилась, что после окончания фильма дочка сказала: «Мамочка, этот фильм про меня! Я ведь тебя тоже выбирала с папой, когда ещё не родилась!».
А потом я увидела реакцию детей на творческих встречах и фестивалях, где показывала фильм. Запомнилось, как после фильма ко мне подошла пара с дочкой. Женщина была зарёваная, а её ребёнок, меня обнимая, сказал: «Вы сняли кино про меня, потому что меня мама также из детского дома забрала. Но я считаю, что она моя родная мама и я её выбрала!»
Удивительно, но после просмотра фильма больше всего вопросов было от детей. А на фильме «Вовка» я увидела мужские рукоплескания и когда мужчины искренне плакали. И все они у меня спрашивали: «Почему я не видел этого фильма раньше? Я бы по-другому общался со своим сыном».
После фильма «Вовка» дети благодарили меня и говорили: «Я покажу это папе». Другой мальчик мне сказал: «Я всегда говорю папе: не нужны мне подарки, я с тобой хочу на лыжах покататься».
— Успех твоих короткометражек очевиден. А как появился полнометражный фильм «Новогоднее чудо»?
— Когда я прочитала сценарий актеру Максиму Колосову, он сказал, что короткий метр не имеет долгой жизни, потому что его покажут только на фестивалях и всё. А для того, чтобы фильм попал в прокат, в кинотеатры, для этого нужно сделать три части альманаха.
И я решила снимать третью историю, где я планировала подружить наших героев. Но когда я написала новогоднюю историю и зачитала её Маше Соловьёвой, она сказала, что это полный метр. И предложила: давай снимем полный метр, а третью часть ты придумаешь позже! И с декабря 2023 года по январь 2024 мы сняли мой полнометражный дебют «Новогоднее чудо».
Фильм не сразу получил своё название. Он сначала назывался «Серединки счастья» по строчке песни, которую поют герои. И когда мы обратились к прокатным организациям, откликнулись многие, но мы подписали договор на четыре года с теми, с кем первыми завязался диалог. Они попросили, чтобы в новогоднем кино в названии фильма было что-то новогоднее. У меня было 10 вариантов, и прокатчики выбрали «Новогоднее чудо», потому что наши герои очень часто говорят слово «чудо».
17 декабря в кинотеатре «Октябрь» состоится премьера полнометражного фильма «Новогоднее чудо». А вот прокат фильма начнётся 19 декабря в кинотеатрах и на платформах. Нашими прокатчиками являются невероятно профессиональные, опытные, душевные дистрибьюторы «СБ фильм».
— Можно открыть завесу и рассказать о фильме?
— «Новогоднее чудо» — это музыкальный фильм, в котором снимались любимые и известные актеры: Лиза Арзамасова, Эммануил Виторган, Юрий Чернов и Анатолий Гущин. Он искрящийся, весёлый, музыкальный. И в нём есть параллельная история про мальчика, у которого много боли. Но, конечно, все с боем курантов обретают счастье. А посыл в фильме неожиданный: даже если ты имеешь «волшебную палочку» или любую волшебную вещь, то ты даже не успеешь воспользоваться, потому что твоё желание, твою мечту исполнят те, кто тебя любит. Потому, что самое главное чудо в жизни — наша любовь и наша дружба.
Я верю, что каждый, кто посмотрит мои фильмы, станет лучше, а верить в волшебство надо обязательно. Только чудо не приходит просто так, оно приходит с другими людьми. Поэтому берегите друг друга, цените своих близких и будете окружены счастьем любви, выше которого и нет ничего!
— Правда ли, что «Новогоднее чудо» — это не только твой режиссерский дебют?
— Да, это ещё и мой дебют, как автора, сценариста и продюсера в полнометражном кино. А ещё этот фильм — дебют в полнометражном кино детей актеров Саши Самусева, Степы Шевякова. Впервые на экране появляется Филипп Грачевский, сыночек Бориса Грачевского. Филечку я знаю с рождения. Мы дружили семьями, когда Боря был жив. И я продолжаю поддерживать тёплые отношения с его вдовой, Катей Белоцерковской, талантливой актрисой и прекрасным организатором мероприятий.
Когда я писала сценарий фильма и у меня там появилась сцена в комнате матери и ребёнка в аэропорту, я сразу подумала: как было бы хорошо, если бы в этой сцене снялся маленький Грачевский с мамой. Филипп растёт маленькой копией своего знаменитого папы.
Одну из главных ролей в «Новогоднем чуде» сыграл темнокожий певец из Конго, финалист восьмого сезона шоу «Голос» Арсен Мукенди. Для Арсена эта роль стала дебютом в кино. В картине снялась и его дочка Арина.
«Новогоднее чудо» — также дебют, как генерального продюсера, Валерия Ивановича Танких. И ещё — дебют у Натали Танких, потому что она снималась только в короткометражных фильмах. Музыку для фильма написала Катя Семёнова, и я уверена, что саундтрек «Новогоднего чуда» обязательно уйдёт в народ. Для Кати это дебют в полнометражном кино.
— Чтобы ты пожелала читателям «Однако, жизнь!» и твоим зрителям?
— Я желаю всем читателям и будущим зрителям верить в чудо. Потому что только когда в него веришь, оно свершается, оно приходит. А ещё желаю быть внимательным к своим близким. Потому что для кого-то чудо мы можем сделать сами. И когда мы это чудо совершаем, мы получаем ещё большее счастье, чем тот, у кого исполняется его заветное желание или мечта. Дарите людям счастье, трудитесь над ним и тогда вы обретёте понимание, что вы сами и есть волшебник!
Азар МЕХТИЕВ
Фото из архива Оксаны Сташенко
Категория: Афиша Минска. Концерты..